Стандарт ISO 22000

В наше время во всем цивилизованном мире одним из главных требований клиентов и потребителей является обеспечение надлежащего качества продуктов.  Требования к качеству естественно  могут меняться в зависимости от требований конкретных  клиентов и потребителей и могут касаться вкуса, внешнего вида продукта, его оформления и т.п. Но что касается показателей безопасности, потребитель  не может выдвинуть менее жесткие требования, чем те - которые регламентированы требованиями законодательства.

На территории Европейского Союза ответственность предприятий пищевой отрасли   определяется соответствующими нормативными документами. Так, например, при начале деятельности в сфере оборота продовольственными товарами, предприятие должно взять на себя ответственность перед потребителем  за безопасность производимой и реализуемой им продукции.

Безопасность продовольственных товаров обеспечивается внедрением и поддержанием системы НАССР. Более того, в соответствии с пятым пунктом Регламента № 852/2004 является обязательным внедрение семи принципов НАССР. Ни одно предприятие не вправе начать осуществление своей деятельности при отсутствии системы самоконтроля, которая должна базироваться на принципах НАССР.  

Опасности в пищевых продуктах могут возникнуть на любой стадии их производства, поэтому обеспечение эффективного управления производством пищевых продуктов является весьма важным требованием.

Именно этим и обусловлены совместные усилия всех сторон, которые участвуют в пищевой цепочке:

- крестьяне;
- животноводы;
- перерабатывающие предприятия;
- транспортные компании;
- предприятия, фасующие готовые продукты;
- кафе, рестораны, магазины, домашние производители и др.

У предприятий пищевой промышленности, которые стремятся удержать завоеванные позиции на внутренних и внешних рынках, быть вполне конкурентоспособными, возникает необходимость получения дополнительных подтверждений своей надежности.

Именно в таких случаях и разрабатывается система в соответствии с требованиями международных признанных стандартов.  

Так, в 2005 году международной организацией по сертификации ISO  был утвержден стандарт  ISO 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке». Распространено ошибочное мнение о том, что стандарт ИСО 22000 полностью заменяет стандарт ИСО 9001. Действительно, ряд требований, содержащихся в ИСО 9001, также изложены и в стандарте ИСО 22000 (например, управление документами, обзор руководства и др.).

Но в то же время, все эти стандарты имеют свои специфические особенности. Более того, на тех предприятиях, где присутствует внедренная система менеджмента качества по стандарту ISO 9001 – разработка и внедрение  системы в соответствии с требованиями стандарта ISO 22000 осуществляется гораздо эффективней.  В конечном итоге на предприятии происходит создание интегрированной системы управления (система менеджмента качества и система управления безопасностью продовольствия).

Стандарт  ISO 22000 основывается на следующих принципах:

- соблюдение требований к производству;
- тщательный анализ производственных и других сопутствующих процессов, осуществляемый с целью установления возможных опасностей пищевой продукции, и выработке конкретных действий для их предотвращения, устранения или снижения этих опасностей до приемлемого уровня.

Важными элементами системы являются:

- коммуникация;
- управление системой;
- управление процессами;
- принципы НАССР;
- программы предварительных условий.

Основной целью разработки стандарта ISO 22000 было приведение в порядок и гармонизация большого количества международных документов в области безопасности пищевой продукции.

При полном  внедрении системы управления  безопасностью пищевых продуктов в соответствии с требованиями стандарта ISO 22000, Заказчик получит ряд следующих преимуществ:

- обеспечение возможности сертификации системы;
- внедрение на предприятии системы управления, которая основана на всемирно признанных принципах;
- обеспечение возможности эффективного использования предупредительных мер управления, а не организация  работы с последствиями недостаточного контроля;
- обеспечение возможности выхода предприятия на международные рынки с преимуществом при участии в тендерах;
- достигается повышение доверия потребителей к вашей продукции, вследствие чего  значительно повышается конкурентоспособность продукции.

Международный стандарт  ИСО (ISO) 22000 успешно применяется абсолютно ко всем организациям в продуктовой цепочке от фермы до конечного потребителя.

Непосредственно текст самого стандарта можно прибрести в национальных организациях по стандартизации.