Стандарт SA 8000

Стандартного и широко распространенного определения социальной ответственности бизнеса в сложившейся международной практике на данный момент не существует. Это обстоятельство дает повод компаниям разнообразно трактовать это понятие и не предоставляет возможность компаниям быть действительно социально ответственными.
 
Основным составляющим определения социальной ответственности является условие добровольности вклада в социальную сферу, без указания на законодательном уровне - определенного минимума.

Разработанная к настоящему времени концепция корпоративной социальной ответственности состоит из следующих компонентов:

- корпоративная этика;
- корпоративная социальная политика по отношению к обществу;
- эффективная политика в сфере охраны окружающей среды;
- принципы и подходы к корпоративному управлению;
- вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями и персоналом;
- социальная политика в отношении с персоналом.

Самая первая версия стандарта SA 8000 была введена в действие в октябре 1997 года. Этот стандарт был тогда разработан Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам (Council on Economic Priorities Accreditation Agency - CEPAA). Последующую существенную переработку стандарта SA 8000 осуществили в 2001 году. После проведенного редактирования он стал содержать требования по социальной ответственности, что и позволило компаниям проходить сертификацию по стандарту   SA 8000.

Несмотря на то обстоятельство, что этот стандарт не принят официально ни одной из международных организаций, он считается международным.

Высокому статусу документа способствует тот факт, что его содержание и идеологическую основу составляют следующие официальные международные документы:

- Всеобщая декларация прав человека (the Universal Declaration of Human Rights);
- Конвенция ООН по правам детей (UN Convention on the Rights of the Child);
- Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин;
- конвенции и рекомендации Международной организации по труду (International Labour Office (ILO) Convention) и других служб по защите прав человека.

Стандарт SA 8000 разделен на четыре раздела, первые три из которых являются общими. Непосредственно четвертый раздел, который называется «Требования социальной ответственности», состоит из девяти подразделов. Восемь подразделов содержат требования к деятельности компании, которые основаны на международных нормах прав человека, а девятый содержит требования к системам менеджмента.

Именно девятый подраздел  содержит требования к системам менеджмента, предназначен для использования практики в организационных процессах и действиях:

- детский труд;
- принудительный труд;
- здоровье и безопасность;
- свобода ассоциаций и право на коллективный договор;
- дискриминация;
- дисциплинарные порядки;
- рабочее время;
- заработная плата;
- системы менеджмента.

Стандарт SA 8000 является универсальным средством, который служит инструментом  для практической реализации этической и нравственной деятельности руководства администрации, он также выступает обеспечением определения этических критериев при производстве. Еще одним достоинством стандарта SA 8000 является то, что он вполне удачно дополняет другие стандарты ISO серии  9000, 14000 и OHSAS 18001. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, социальная ответственность компаний в настоящее время занимает лидирующую позицию среди  объектов стандартизации в области менеджмента.

Программа корпоративной социальной ответственности по классической схеме построения состоит из пяти основных этапов:

1 этап – на котором руководство компании определяет и документально фиксирует  приоритеты социальной политики («Миссия», «Кодекс поведения» и т.п.).

2 этап – реализация на практике программных приоритетов и принципов (комитеты по социальной ответственности при Совете директоров).

3 этап – разработка программы по подготовке персонала и партнеров по бизнесу.

4 этап - является ключевым, на этом этапе осуществляется разработка и внедрение программ социальной ответственности, которые основаны на добровольной деятельности компании в социальной, экономической и экологической сфере.

5 этап – на котором проводится оценка социальных программ компании и осуществляется доведение достигнутых результатов до широкого круга заинтересованных лиц.

Рассматриваемый нами стандарт SA 8000 изначально создавался как международный документ. Благодаря тому, что в стандарте SA 8000  уделяется значительное внимание  правам работников, в нем большее значение имеет проведение бесед с сотрудниками компании, чем в других стандартах ISO. 

Другими словами, компания, которая провозглашает, что будет работать в  соответствии с требованиями стандарта SA 8000, таким образом, как бы подписывает "хартию порядочности" при ведении своего бизнеса. В данном случае речь мы говорим о наличии таких факторов как - рациональное построение  производственных отношений, гуманизация производственного процесса и огромное влияние нравственности  на результаты труда и успехи в бизнесе.

Необходимо отметить, что требование о предоставлении корпоративной социальной отчетности  предусмотрено законодательством таких стран, как Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Франция и Великобритания. В Российской Федерации предоставление социальной отчетности законом не предусмотрено  и осуществляется на добровольной основе.